Прогулки по Honda Aircraft

Оказавшись на заводе Honda Aircraft, можно понять почему Митимаса Фудзино, президент и генеральный директор компании, так гордится своим детищем – самолетом HondaJet. Роботизированное производство, тотальный контроль каждого этапа сборки, строгий внутренний регламент формируют условия для выпуска по-настоящему революционного легкого бизнес-джета. Появление HondaJet – своего рода кульминация, воплощение давней мечты Митимаса Фудзино о создании ультрасовременного, экономичного и легкого реактивного самолета. Он лично руководил процессом создания HondaJet, начиная от концепции до сертификации готовой модели. Лично продвигает и оберегает первого представителя японских самолетов, который, вероятно, станет «первопроходцем» для целого семейства воздушных судов Honda.  

В мае команда BizavNews вместе с нашими друзьями из Aim of Emperor (дилер самолетов HondaJet в России и СНГ) отправилась в далекую Северную Каролину в гости к Honda Aircraft. Своими впечатлениями от HondaJet Elite мы уже успели познакомить наших читателей. Теперь пришло время прогуляется по самому заводу.

Японский менталитет

Завод Honda Aircraft расположился в международном аэропорту Пемонд Триад (Piedmont Triad) города Гринсборо. Первое впечатление – это город в городе. Компания полностью обеспечила себя инфраструктурой, что позволяет выпускать самолеты практически автономно, исключение пока составляют силовые установки, которые производятся в американском городе Бурлингтон, и фюзеляжи. Детали фюзеляжа изготавливаются на заводе компании GKN Aerospace (крупнейшего поставщика сложных композитных конструкций), находящегося в Талласси, штат Алабама, а затем переправляются для сборки на завод, расположенный в Оринджберг, штат Южная Каролина. Части фюзеляжа вручную укладываются в вогнутые формы и изготавливаются с использованием углеволокнистого листового материала, предварительно пропитанного эпоксидной смолой. Он обладает ударной вязкостью и эксплуатационной живучестью – свойствами, столь необходимыми при применении в аэрокосмической промышленности.

Первое, что бросается в глаза, когда ты попадаешь на производство – фантастическая чистота. От обилия белых оттенков, правильных форм и дружелюбных взглядов сотрудников невольно влюбляешься в самолет, которого еще и не видел. Здесь все пропитано японской культурой. Концепция менеджмента, основанная на чувстве долга перед коллективом, в японском менталитете почти тождественна чувству стыда. Плохо сделать – значит подвести команду. Поэтому отношение к работе очень серьезное. Топ-менеджменту Honda Aircraft удалось привить эти принципы к многонациональному персоналу. Оказавшись внутри, замечаешь, что рабочая среда компании схожа с автомобильным заводом Honda: потолки, стены и полы – ярко белого цвета, подсвечиваемые сверху светодиодными матрицами. Все сотрудники предприятия облачены в белые комбинезоны с вышитыми на правой стороне именами для удобства их идентификации.

Читайте также  Клуб «Бизнес Авиация» открывается в Великобритании

В Honda Aircraft применяют конвейерную сборку самолетов. Здесь все роботизировано и компьютеризовано, однако роль персонала вовсе не «условная». Тотальный контроль всех этапов производства является основным постулатом компании. Этап за этапом «скелет» будущего бизнес-джета обретает облик будущего самолета: происходит стыковка крыльев и фюзеляжа, установка двигателей и авионики. Далее самолет отправляется в цех по монтажу интерьера и далее в покрасочный цех. И все это под неусыпным контролем множества компьютеров, датчиков и, конечно же, специалистов компании. Кстати, фюзеляж сделан из углекомпозитных материалов с алюминиевыми усиливающими элементами, носовая часть сглажена для ламинарного обтекания. В компании утверждает, что в результате сопротивление фюзеляжа снижено на 10% по сравнению с обычными фюзеляжами аналогичного размера. И еще одно ноу-хау. Для HondaJet был разработан и специальный ламинарный профиль крыла SHM-1. Секция крыла с таким профилем испытывалась на летающей лаборатории T-33. Для этого прямо на обшивке Т-33 при помощи полиуретановой пены сформировали нужный профиль и обшили стеклотканью. Под новой обшивкой установили 119 датчиков давления.

Глядя на то, как построен процесс, становится очевидным, что на данный момент, приоритетными направлениями работы завода являются исследование, проектирование, разработка и тестирование. Так, например, самолет HondaJet рассчитан на 20000 циклов усталостного ресурса, а он уже «пережил» 15000 из 40000 циклов на стенде для испытаний. Что касается отдела научных исследований и разработок, то там усиленное внимание уделяется деталям конструкции. Скрупулезные испытания акустических характеристик фюзеляжа позволили точно определить источники шума и изготовить специальное изоляционное покрытие для панелей каждой секции салона самолета, в зависимости от частоты и амплитуды звука.

Прямо на заводе клиенты могут определиться с интерьером и дополнительным оборудованием будущего бизнес-джета, пройти обучение пилотированию. Из приятного – вместе с покупкой самолета производитель бесплатно предоставляет первоначальный тренинг для двух пилотов. Обучение может проходить здесь же в учебном центре на пилотажном симуляторе, разработанном в сотрудничестве с FlightSafety International. Протестировать сам самолет также можно на производстве в Гринсборо на демонстрационном HondaJet. Собственной перрон и рулежные дорожки, которые выводят непосредственно на взлетную полосу аэропорта, позволяют в считанные минуты организовать демонстрационный полет.

Читайте также  Со знаком плюс

Особая гордость Honda Aircraft – центр поставки самолетов, где клиентам в официальной обстановке передают новые воздушные суда. Интерьер здания сконструирован по образу подиума: в центре установлена вращающаяся панель, на которой в лучах софитов движется по кругу передаваемый клиенту самолет. Не удивительно, что столь эффектная передача HondaJet создает атмосферу праздника и дарит входной билет в высшую лигу собственников частных самолетов.  

Взгляд в будущее

Говоря о будущих планах, интересно отметить один нюанс. Кампус компании выполнен с учетом размеров будущих моделей HondaJet: двери ангара, например, почти в два раза превышают высоту Т-образного хвостового оперения HondaJet HA-420, а ширина проема, более чем в два раза превышает 40 футовый (12,19 м) размах крыла самолета. Более того, имеется достаточный запас открытой примыкающей территории для дальнейшего расширения. Немного цифр. Завод расположился на территории в 538,2 тыс. кв.м., и лишь 63,1 тыс. кв.м. освоено в настоящее время. Самый крупный объект завода – сборочная линия (24,1 тыс. кв.м.), далее идут научно-исследовательский центр (17,5 тыс. кв.м.) и Центр послепродажного обслуживания (8,5 тыс. кв.м.). Остальная земля замежёвана под будущее строительство новых объектов инфраструктуры.

В июле текущего года Honda Aircraft Company заложила строительство нового сборочного цеха по производству крыла на головном предприятии в Гринсборо. Компания инвестирует $15,5 млн. в строительство объекта площадью 7700 кв.м., который будет введен в эксплуатацию в июле 2020 году. Общий же объем инвестиций в объекты инфраструктуры уже превышают $245 млн., рассказал BizavNews Митимаса Фудзино. «Наш новый производственный цех позволит компании значительно увеличить эффективность производства. Поскольку популярность и присутствие HondaJet во всем мире продолжает расти, нам необходимы новые производственные площади, которые способны снизить время, необходимое для сборки самолетов с одной стороны, и уменьшить риски при работе с субподрядчиками».

Читайте также  По пути материнской компании

Сейчас компания производит 4-5 самолетов в месяц. А всего с начала поставок производитель передал клиентам почти 150 машин. В 2018 году HondaJet стал самым поставляемым бизнес-джетом в своем классе (VLJ — Very Light Jet): тогда компания передала заказчикам 37 самолетов по всему миру. Примечательно, что годом ранее HondaJet также возглавил рейтинг поставок в классе сверхлегких бизнес-джетов. Согласитесь, эти цифры – лучшее доказательство того, что первый самолет Митимаса Фудзино оказался очень удачным воплощением мечты.