Не только проблемы, но и возможности

Сегодня в гостях у BizavNews глава российской авиакомпании «Меридиан» Владимир Лапинский. В этом году компания не стала менять своих планов и вновь присутствует на крупнейшей мировой площадке рынка деловой авиации – ЕВАСЕ. В первый день работы выставки мы обсудили с Владимиром Александровичем достаточно большой круг тем, затронув весьма сложные вопросы. О нынешнем состоянии отрасли и прогнозах на будущее рассказывает Владимир Александрович Лапинский.

 

Владимир Александрович, позвольте начать с банального. С каким настроением приехали в Женеву?

Как и всегда – с рабочим и позитивным. Тем более, что мы видим положительные тенденции в развитии нашего сегмента. Объективный маркер этого – увеличение количества участников выставки. Достаточно просто сравнить наличие свободных мест в женевском Palexpo в прошлом году и в этом. А большее количество участников означает больше возможностей для контактов и результативных встреч.

Закончился непростой для отечественной деловой авиации год. Как авиакомпания «Меридиан» чувствовала себя в 2017-м? Есть ли достижения?

Прошедший год мы оцениваем как очень успешный и знаковый. Это был год, когда мы отметили свое 25-летие. Мы фактически являемся ровесниками российской бизнес-авиации и старейшей авиакомпанией в этом сегменте. 

Самым же важным событием в 2017 году, не перестаю об этом говорить, мы считаем получение нами сертификата IBAC (Международного совета деловой авиации) о соответствии требованиям международного стандарта для операторов деловой авиации IS-BAO третьего, наивысшего уровня. Уникальный для России результат – мы первые и пока единственные обладатели такого сертификата. Этот сертификат еще более ценен тем, что мы вложили в него весь наш опыт, всю душу нашего коллектива. Это не просто какой-то технический результат, для очередной строчки в рекламных буклетах. Это результат, за которым стоит колоссальная работа, которая привела к качественному изменению отношения всего нашего коллектива к безопасности полетов

Считаем 2017 год важным еще и потому, что мы присоединились к очень уважаемому авиационному сообществу – мы были приняты в АЭВТ, Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта. Скоро уже будет год, как мы участвуем в АЭВТ и могу сказать, что мы полностью удовлетворены этим сотрудничеством. Мы видим реальную работу со стороны Ассоциации и ее участников при решении самых острых и сложных вопросов. Стараемся активно работать в профильных комитетах АЭВТ и нам кажется, что это у нас получается – нас приняли в семью «больших» компаний как равных. Только окунувшись в работу ассоциации мы увидели, какая активная работа ведется по совершенствованию законодательства, сколько усилий предпринимается для устранения препон в развитии авиации. При этом мы остаемся и участниками профильной ассоциации – Объединенной Национальной Ассоциации Деловой Авиации. Уверены, что участие в обоих объединениях пойдет на пользу и нам, и нашим коллегам из «большой» авиации и сегмента бизнес-авиации.

Читайте также  Blackbird Air собралась в США

Удовлетворены ли Вы производственными и финансовыми показателями итогами работы компании в прошлом году. Как санкционная политика повлияла на деятельность «Меридиан»?

Да, результатами года мы удовлетворены. Не могу сказать «довольны», но только лишь потому, что грош мне цена как руководителю, если я не буду хотеть большего, не буду ставить перед собой и коллективом цели, которых сложно достичь. Производственные и финансовые показатели в 2017 году у нас остались на уровне 2016 года, но добиться этого в условиях нестабильного рынка – непростая задача.

Какого-то серьезного влияния санкций на деятельность именно нашей компании, пожалуй, не было. Скорее речь может идти о влиянии санкций на общую ситуацию как в экономике, так и в политике.

Насколько изменился портрет заказчика? Можно ли говорить о том, что многие клиенты стали оптимизировать свои расходы на управление воздушными судами, а пассажиры выбирают более «бюджетные варианты» для полетов?

Эта тенденция прослеживается за весь кризисный период, начиная с 2014 года. Но в последнее время, на наш взгляд, российские заказчики становятся более активными, ситуация потихоньку выправляется. Вы же помните эту известную мысль: кризис – это не только проблемы, но и возможности. Наиболее дальновидные бизнесмены закладывают основы своих будущих побед именно сейчас, в период кризиса и нестабильности.

Насколько усилилась конкуренция в нише менеджмента воздушных судов, и в чем она выражается?

Эта ниша всегда была высококонкурентной. Сама постановка Вашего вопроса не подразумевает ответа, что конкуренция снизилась, и я с этим согласен. Но усиление произошло не в связи с тем, что в этой нише стало больше игроков. Скорее это вызвано тем, что в последние годы рынок сжимался. Количество предложений – самолетов для управления – стало меньше и, как следствие, усиление конкуренции. Но это рынок, по-другому быть и не может и это нормально. Правда, в такой ситуации владельцу ВС сложнее сделать правильный выбор, сложнее распознать безосновательные обещания, которые в итоге обязательно приведут к проблемам в эксплуатации и финансовым потерям. Сложнее понять за какой компанией-оператором стоит популизм, а за какой – системный подход и ответственность.

Читайте также  Британский Voluxis получил сертификат Part 129

Мы своих подходов в отношениях с нашими партнерами не меняем. Основные принципы, на которых мы строили, строим и будем строить свою деятельность – максимум внимания к вопросам безопасности полетов, финансовая щепетильность и предельная открытость в общении с партнерами. Многолетний, теперь уже 26-летний опыт нашей работы говорит о том, что это правильная стратегия. Кстати, в этой сложной и конкурентной ситуации у нас есть успехи – мы оказываем услуги по управлению воздушным судном тяжелого класса для одной из европейских авиакомпаний.

Оцените, пожалуйста, нынешнюю ситуацию на отечественном рынке деловой авиации? В преддверии EBACE мы наблюдали достаточно большой поток негативной информации. Все так плохо?

Статистика российского рынка бизнес-авиации на европейском, самом главном направлении, говорит о том, что ни в 2017, ни в 2018 году мы так пока и не вошли в зону устойчивости. Фактически, периоды небольшого роста, которые периодически наблюдаются с начала 2017 года, сменяются периодами пусть и небольшого, но падения. Это говорит о том, что российский рынок пока не нашел твердую опору, от которой можно двигаться вверх. Но и двухзначных цифр падения рынка, как это было в 2015-2016 годах, уже нет. Безусловно, в июне и июле будет существенный рост, связанный с проведением Чемпионата мира по футболу. Посмотрим, может и после его окончания этот рост сохранится.

Остается неопределенность в санкционной ситуации – сегодня нет ясности, что будет происходить дальше. То, что уже случилось в нашем сегменте оптимизма не добавляет. Я имею в виду отказ некоторых владельцев от своих активов и ускоренный их выкуп у финансировавших сделки банков. Но если еще месяц назад казалось, что санкционная спираль будет все сильнее закручиваться, то сейчас есть робкая надежда, что необоснованные и вредные для экономики всех стран санкции будут постепенно сходить на нет или, по крайней мере, не усиливаться. Недавняя попытка расширения санкций со стороны США встретила серьезное противодействие даже их союзников. Кажется, постепенно приходит понимание, что санкции, протекционизм и торговые войны — это точно не те методы, которые ведут к выходу из кризиса. Но эта тенденция очень слабая, мы пока находимся в неустойчивом состоянии, когда она может развиваться в любом из возможных направлений – как в позитивном, так и в негативном. В чем я точно уверен – российский бизнес вообще и бизнес-авиация в частности показывает довольно большую живучесть и способность выходить из самых сложных ситуаций.

Читайте также  Falcon Aviation увеличивает заказ на Airbus Helicopters Н160

О каких проектах «Меридиана» мы услышим в ближайшее время?

Работаем над освоением нового типа ВС большого класса. Самолет будет эксплуатироваться в интересах владельца и будет специализироваться на перевозке спортивных команд. Проект сложный, но очень интересный. Планируемые сроки начала эксплуатации этого самолета – к началу игрового сезона 2018 года. 

Ваш прогноз развития рынка в 2018 году

Традиционно не буду это давать как прогноз, а скорее, выражу надежду на то, что и политическая и экономическая ситуация будут улучшаться. Взрывного роста мы не ждем, для этого пока нет никаких оснований. Но повод для оптимизма все же есть – ситуация 2017-2018 годов качественно изменилась к лучшему по сравнению с 2014-2016 годами.